Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса (.pdf 478.41 KB) (размещен: 15.04.2024)

Оборудование кабинетов дополнительного образования (.docx 727.46 KB) (размещен: 10.09.2024)

 

Специальные условия для обучения детей-  инвалидов

В ГКУ «Карпинский ДДИ» создана социально-образовательная, коррекционно-развивающая среда для детей–инвалидов с интеллектуальными, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Для обучающихся образовательный процесс организован по адаптированным дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся  (Приказ  Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).

          Созданы  специальные условия в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида, ребенка-инвалида.

Имеются специально оборудованные  учебные  кабинеты:

  • Кабинет учителя-логопеда

Учитель-логопед применяет  игрушки и пособия для развития речи,  тонкой моторики (шнуровки, мозаики, пазлы, вкладыши, игры Монтессори,  досочки Сегена, дидактические пособия с использованием липучек, прищепок, замочков разной сложности и др.), стол для механотерапии верхних конечностей.

  • Кабинет педагога-психолога

Педагог-психолог использует на занятиях разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, стол для аква-анимации, арт-терапевтический комплекс с прозрачным мольбертом, световой столик для рисования песком, принадлежности для арттерапии и др.).

Кабинеты педагогов дополнительного образования

 Кружок «Умелые ручки» - в кабинете размещены комплекты для гончарной  и трудовой мастерской.

Кружок  «Вдохновение» - для музыкально-эстетического развития воспитанников в кабинете установлено фортепиано, синтезатор, музыкальный центр, телевизор.  Педагог  применяет в работе  музыкальные и шумовые инструменты, панель настенную музыкальную.

Кружок «Тропинка в жизнь» - кабинет социально-бытовой ориентировки представляет собой тренажерную бытовую комнату – кухню, где проводятся занятия по обучению воспитанников навыкам приготовления пищи, пользование бытовой техникой, сервировке стола; обучение правилам санитарии и гигиены, уборке помещений, уходу за одеждой и обувью.

  • Компьютерный класс

Для  занятий в кружке «Мир информатики» в компьютерном классе сконцентрированы новейшие технологии, которые отвечают современным техническим требованиям. Компьютерный класс оснащен: 8компьютерами MACIntelCore2DUO,  мультимедийным проектором, принтером (лазерным, струйным), специальной клавиатурой для работы детей с ОВЗ, локальной сетью.

  • Сенсорная  комната

В рамках пилотного проекта  было приобретено оборудование для развития сенсомоторных, эмоциональных, психических и когнитивных функций ребенка с нарушениями развития, которое используется в сенсорной комнате: безопасное зеркальное панно, сенсорная тропа для ног, массажные коврики, воздушная пузырьковая колонна с пультом управления, сухой душ, интерактивный сухой бассейн, фибероптический ковёр, интерактивный звуковой фонтан, светозвуковая панель, массажное разгрузочное кресло, установка для ароматерапии, соляная лампа, тактильный ящик, акустическая настенная тактильная панель и другие.

  • Спортивный зал

Для проведения занятий (кружок «Сильные, смелые, ловкие») используется оборудование для развития общей моторики: мячи, обручи, кольцебросы, баскетбольная стойка, детский скалодром,  детские игровые комплекты, мягкий модуль «Горка», модуль-трансформер «Вездеход».

Во время проведения занятий применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными видами нарушений.

Используются специальные методы обучения и воспитания:

  • Пошаговое обучение и развитие детей-инвалидов.
  • Поэтапность, доступность информации.
  • Индивидуально-дифференцированный подход.  
  • Предоставление дифференцированной помощи, в том числе оказание ассистентом (помощником) при необходимости технической помощи. Для обучающихся с выраженными сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) (ТМНР) - психолого-педагогическое тьюторское сопровождение.
  • Учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (коммуникативные трудности с новыми людьми, замедленное восприятие и ориентировка в новом пространстве, ограниченное понимание словесной инструкции, замедленный темп усвоения нового материала, новых движений, изменения в поведении при физических нагрузках).
  • Сочетание различных методов обучения (подражание, показ, образец, словесная инструкция) с преобладанием практических методов обучения, многократное повторение для усвоения нового материала, новых движений.
  • Использование средств альтернативной или дополнительной коммуникации для обучающихся с двигательными нарушениями в сочетании с грубыми нарушениями речи и коммуникации.
  • Использование  вербальных и невербальных средств коммуникации, наглядных методов обучения (опорные схемы, сигналы обратной связи, пиктограммы и др.).
  • Использование коррекционных технологий (логопедические и логоритмические занятия, интегрированные занятия, использование специальных коррекционно-развивающих упражнений, релаксационных моторных упражнений для снятия мышечного напряжения, занятия по развитию моторики и сенсорных процессов).
  • Использование здоровьесберегающих технологий (динамические паузы, физминутки, утренняя гимнастика, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз, физкультурные занятия, ЛФК, сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, ароматерапия, игротерапия, психогимнастика, ритмика, массаж и самомассаж).
  • Включение в содержание образования упражнений на развитие равновесия, точность воспроизведения характера движений по темпу, ритмичности, напряженности, амплитуде и другое (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта).

Для обеспечения педагогического процесса в методическом кабинете имеется научно-методическая литература, детская литература, периодические издания, наглядно-дидактические пособия.

Объекты для проведения практических занятий приспособлены для использования детьми- инвалидами:

  • для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, созданы материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, наличие специальных кресел и других приспособлений);
  • для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) специально оборудованы "зоны отдыха" для снятия сенсорной и эмоциональной перегрузки, в игровых комнатах -  удобная мебель, аудио-видео аппаратура, мягкие модули, игровые зоны.

Материально-техническая база реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда (Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующие до 1 января 2027 года).

Воспитательная работа с детьми с интеллектуальными нарушениями  организована с учетом их индивидуальных особенностей,   с предоставлением возможности участия во всех мероприятиях, направленных на развитие нравственно - эстетического и патриотического воспитания.  Режим дня обеспечивает  рациональное сочетание воспитательной и образовательной деятельности, а также общественно полезного труда и отдыха, составляется  с учётом  участия  детей в массовых досуговых мероприятиях:

  •  тематических праздниках, спортивных праздниках;
  • участие в выставках детского творчества;
  • экскурсии;
  • посещение театров, концертов, цирка, зоопарка;
  • занятия в кружках по интересам.

Детям обеспечено в соответствии с возрастом и особенностями их развития наличие развивающего, обучающего, игрового и спортивного оборудования и инвентаря, издательской продукции, мебели, технических и аудиовизуальных средств воспитания и обучения.

Воспитанникам  обеспечен беспрепятственный доступ к социально-медицинским услугам, социально-бытовым услугам, к социально-педагогическим и психологическим услугам. Создана доступная среда, позволяющая детям-инвалидам получать услуги наравне с другими:

- перед входом во внутренние помещения размещены тактильно-звуковые информирующие таблички для идентификации помещений;

- на прозрачные полотна дверей нанесена контрастная маркировка – контрастные круги для идентификации дверного проема слабовидящим с когнитивными ограничениями  (в соответствии с п. 6.1.6.СП 59.13330.2020);

- обеспечено дублирование для инвалидов по слуху и зрению  необходимой звуковой и зрительной информации,  а также надписей, знаков и иной текстовой и графической  информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля (в соответствии с п. 6.5.9.СП 59.13330.2020);

- установлены перила (отбойники) для беспрепятственного перемещения воспитанников с ДЦП внутри здания;

-установлены боковые опорные поручни для лестницы в соответствии с п.5.3. ГОСТ Р 51261-2022, п. 5.1.13СП 59.13330.2020;

-установлены пандусы для обеспечения самостоятельного подъема ко входу в здание;

- на ступени лестничного марша нанесена контрастная маркировка в соответствии с п. 6.2.8 СП 59.13330.2020;

- в соответствии с требованиями  СП 59.13330.2020,  размер и габариты входных дверей  обеспечивают проезд инвалидной коляски через дверной проем;

- санитарные комнаты для инвалидов-колясочников оборудованы в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020;

- оборудовано место для парковки личного автотранспорта людей с инвалидностью;

- приобретены гусеничные подъемники для подъема воспитанников на 2 этаж учреждения).

Разработан паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры и предоставляемых на нем услуг от 31.10.2019 г.  № 2 (постановление Правительства Свердловской области от 11.02.2014 № 70-ПП "О координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Свердловской области).

Обеспечен беспрепятственный доступ детей-инвалидов к объектам инфраструктуры ГО Карпинск. Воспитанники принимают активное участие в спортивных соревнованиях в МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа», в МАУ «Карпинский физкультурно-оздоровительный комплекс», «Дом спорта».  Посещают представления, концерты в городском  Дворце культуры и за пределами городского округа Карпинск.

Охрана здоровья обучающихся с нарушениями развития включает в себя:

  • текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
  • оказание первой помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
  • определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий;
  • пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
  • организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления, для занятий физической культурой и спортом;
  • профилактику табакокурения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
  • обеспечение безопасности  и профилактику несчастных случаев;
  • проведение санитарно-противоэпидемических, санитарно-гигиенических,   профилактических и оздоровительных мероприятий;
  • организация систематического производственного контроля помещений ГКУ «Карпинский ДДИ»;
  • соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в ГКУ «Карпинский ДДИ».

ГКУ «Карпинский ДДИ»  имеет доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.

Интернет-провайдером является К-телеком. Скорость подключения к сети Интернет 20/100 Мбит/с. по радиоканалу. Договор о доступе к сети Интернет заключен с ООО «Линк» от 01.01.2024г. № 66200169.

Все учебные помещения обеспечены доступом в сеть Интернет. Официальный сайт ГКУ «Карпинский ДДИ» имеет версию для слабовидящих.